Әдістемелік көмек

Шығарма

Герой семейного альбома

   Мне известно, что мой дедушка Фалеев Дмитрий Никифорович 1928 года рождения, единственный живой член семьи, который жил в годы Великой Отечественной войны и может рассказать, какие трудности возникли у него в те годы. Об этом я попросила его и вот он что написал:

На твой вопрос «Какие трудности или тягоды испытал я (твой 86 летний дедушка Дмитрий Никифорович) в годы Великой Отечественной войны», могу ответить лишь то, что этот период моей жизни, как и всех моих родственников, состоял из множества трудностей и неисчислимых тягот. Но прежде чем о них рассказать, хочу обратить твое внимание на причины, которые понудили весь Советский народ отказаться от личных планов и многих материальных благ в пользу интересов общегосударственных, когда возникла угроза порабощения от кровавого агрессора, каким оказался в то время Германский фашизм, возглавляемый злейшим врагом человечества Адольфом Гитлером. Он ведь ставил своей целью захват всей Европейской территории до Урала, уничтожение 30 миллионов славян и покарение других наций, населяющих Союзные и Автономные Республики Советского Союза.

Надо сказать, что в первые месяцы войны Гитлер имел успех, так как напал на нас 22 июня 1941 года внезапно, нарушив договор между Германией и Советским Союзом а ненаподении, имея высоко оснащенную армию, вооруженную превосходящей численностью танков, самолетов и другой военной техники.Фашисты начали бомбить наши города и сёла в ночное время, нарушив границу одновременно силами 170 дивизий. При этом гибли миллионы Советских солдат и мирного населения.

Наши войска героически сражались, но силы были не равными, поэтому на защиту всей родины поднялся вксь Советский народ.

Лично я в те годы был еще несовершеннолетним, жил в городе Рубцовске Алтайского края (Россия), учился вначале в обычной общеобразовательной школе, а с осени 1944 года в школе рабочей молодежи, так как уже работал в строительно-монтажной части №15, которая строила танковый завод , где мне довелось осваивать специальность электрика и работать без специальной подготовки в условиях, опасных для жизни.

Однажды мне было поручено подключить сварочный аппарат к щиту электролинии, напряжением 320 вольт. Надо было нацепить многожильный кабель поочередно к клемам щита и закрепить концы гайками. Но клемы на щите распологались очень близко одна к другой и я их по неопытности замкнул проводами кабеля. В результате чего образовалась  вольтовая дуга и мою руку резко отбросило в сторону, едва не вырвав её. От смерти спасли хорошо изолированные пассатижи, хотя их края оказались расплавленными в этот миг. Мог потерять и зрение, но я успел повернуть голову в левую сторону и спас глаза от повреждений.

В другой раз едва не пострадал от электротока на деревянном столбе, куда я поднялся с помощью специальных когтей, чтобы подключить кабель сварочного аппарата к воздушным проводам электролинии высокого напряжения. Но я не учёл (да и не знал), что столб после дождя был мокрым и в момент подключения кабеля, послужил для меня изолятором, а проводником с землей. При этом изрядно тряхнуло (ток прошел через меня), но пассатижи выпали из руки и я остался живым. А было мне в ту пору 16 лет. Работал я по графику вместе со взрослыми, днем и ночью по 9-10 часов, не зная, что для подростков рабочие часы должны быть сокращенными. Домашние задания учителей выполнял во время обеда или в другие свободные минуты по учебникам, которые носил с собой на работу в сумке или под брючным ремнем (за поясом).

Рос я в многодетной семье – четыре брата и сестра. Отец наш Никифор Григорьевич был призван на фронт в августе 1941 года и пропал без вести. Такая же участь постигла брата нашей мамы, призванного на фронт почти одновременно, другие два дяди вернулись ранеными. Один из двоюродных братьев убит при освобождении Белоруссии. Моя мама – Анастасия Ефимовна была малограмотной, работала техничкой в разных магазинах, а как научмлась считать на счетах, ей стали доверять продажу товаров с лотка, затем подсобным продавцом при отпуске продуктов по карточкам.

Сестра Валя у нас была самой маленькой (всего три года) поэтомувскоре её отправили на воспитание к бабушке, проживавшей в селе, а мы четыре брата оставались без присмотра старших. Сами готовили еду, в оснавном из картошки. Иногда запрвляли её луком, жареным на подсолнечном масле, но чаще варили в мундирах. Картошку садили в поле, пололи и выкапывали только своими силами. Овощи выращивали на подсобном участке у дома. Мясо, в виде обрези или костей, молоко и особенно сладости, были большой редкостью. Помню, однажды мама насыпала нам на голый стол (клиенки не имели) всем четверым по кучке мелкого сахара, а мы макали в него куском черного хлеба и радостно ели.

С учащимися школы нам доводилось посстояно выезжать на сельхозработы в колхозы, бороться с сорняками, убирать и очищать сахарную свеклу, овощные или зерновые культуры. Об оплате или об отдыхе мы даже не думали. Все знали, что идет война, мужчины на фронте, вся надежда на женщин и детей школьног возраста.

Не смотря на материальные трудности, мам и все другие рабочие и служащие выделялизначительную часть зароботка в порядке займа государставу на строительство таковых колон, самолетов и другой военной техники для армии. Многие наши родственники сушили картошку, вязали носки и варежки для отправки солдатам на фронт. Мы верили, что все наши трудности временные и враг будет разбит. Так оно и произошло. Мы победили благодаря героизму Советских солдат и тружеников тыла.

Не случайно за героизм, проявленный на фронтах Советскими воинами, были награждены орденами и медалями более 7 млн человек. Из них 11633 солдата и офицера удостоины звания Героя Советского Союза. Одновременно было вручено 10900 боевых орденов полкам, дивизиям, войсковым соединениям действующей армии.

Не были оставлены без внимания и труженики тыла, из которых свыше 16 млн награждены медалью «За доблестный труд в ВОВ»

 О нашей победе в Великой Отечественной войне я услышал 9 мая 1945 года от жителей улицы, по которой шел на работу. Многие из них вывешивали красные флаги на свои дома и ликовали при встрече с прохожими. Кричали –«Победа!». Обнимались с ними, а женщины плакали. На работе состоялся митинг и многих отпустили домой отпраздновать этот день.

Не мало трудностей довелось пережить мне и моим родственникамв период востановления народного хозяйства от военной разрухи. Учиться в юридичестком институте города Алма-Аты я начал на первую стипендию в размере 200 рублей я мог дополнительно купить на рынке одну булку хлеба в 1946 году при карточной системе. Выпучала все та же сушеная картошка, привезенная из дома. Но я был уверен в том, что и эти трудности временные. Институт был окнчен в 1950 году и я был направлен на работуследователем прокуратуры Северо – Казахстанской области, где за 28 лет прошел все ступени карьерного роста, от народного следователя прокуратуры города Петропавловска до прокуратуры области. Туда я привез из Рубцовска в 1951 году свою избранницу жизни Зою Георгиевну Герасимову (твою будущию бабушку).

Зоя Георгиевна, также как и я, выросла в бедной семье. Ее мама – Ефросинья Егоровна работала в годы Отечественной войны техничкой в школе, стирала у себя дома постельное и другое бельё раненых солдат, находящихся на излечении в военном госпитале, эвакуированном в тыл.

Зоя Г. Тоже постоянно выезжала от школы на сельхозработы, за что её признали труженицей тыла и также, как и меня наградили соответствующей медалью.

У матери она была единственной помощницей. Ее старший брат Дмитрий и отец были на фронте. Меня удивлял их рассказ о том как им удавалось справиться с такой трудоемкой работой как стирка солдатского белья в домашних условиях. Стиральных машин, водопровода в те годы никто не имел. Воду носили из колодца, грели на плите. На ней же парили белье, стирали на доске, а полоскать возили на речку. Летом на тележке, зимой на санках. Немало усилий требовалось приложить, чтобы просушить его и погладить.

Вскоре к их физическим трудностям прибавились тяжелейшие моральные переживания. В их дом, почти одновременно, принесли две похоронки. На отца бабы Зои и на брата. Представь себе, сколько слез при этом пролито!.. Но после войны выяснилось, что плакали они напрасно. Оба солдата оказались живыми. Они попали в плен после окружения их воинских подразделений.

Мне известно, что фашистам, имеющим превосходство в живой силе и технике, в первый год войны удалось взять в плен более трех миллионов слабо вооруженных наших солдат и офицеров, где абсолютное большинство из них были расстреляны или погибли голода и мучений. Но отцу и брату Зои Георгиевны крупно повезло. Спасению Дмитрия послужило то, что он до призыва в армию окончил медицинское училище и в плену мог служить медбратом, тем более в спецлагере военнопленных, открытом немцами на территории Польши для тифизнобольных. Сами, они боялись туда входить опасаясь заражений. Охранялся лагерь собаками и часовыми с вышек. Контингент обслуживался своими силами.

Шел уже третий год войны и немцы, после ряда поражений на фронте (Под Москвой, Сталинградом, Курском и в других направлениях) стали вести себя в отношении пленных солдат менее агрессивно. К тому же им нужна была рабочая сила.

Именно в этом лагере обслуживал больных Дмитрий. Туда же, по редкому, случайному совпадению, оказался доставлен и его отец, которого заподозрили тифозно больным. Во время регистрации вновь прибывшего выяснилось, что он является однофамильцем медбрата. Расходилось лишь отчество Дмитрия. Отца звали Егором, а сына записали при крещении в церкви «Георгиевич». На вопрос «Имеется ли у него сын и где он теперь?» ответил: «Сын есть». И то, что он где-то воюет. Дежурный регистратор сообщил ему об однофамильце и послал одного из военнопленных розыскать его.

Будучи уже дома, после войны, отец рассказывал, как он увидел в полутемном коридоре барака силуэт скоро идущего человека и узнал в нем своего сына. В этот миг у него, крайне ослабленного, лежащего в коридоре человека, словно выросли крылья. Он вскочил, обнял сына и конечно расплакался. Это событие потрясло весь лагерь. Со временем отец окреп и его забрал в работники один из фермеров, проживающий в Западной Германии. Освобожден был после окончания войны англичанами. В свое время, Дмитрий предлагал ему совершить побег из лагеря, но он побоялся. Домой вернулся лишь осенью 1945 года, как призрак, которого давно считали мертвым. Писем он не писал из-за отсутствия грамоты. Встреча с родными была не менее впечатлительной, чем в лагере военнопленных. Сын в это время хотя не был дома, он сообщал из Белоруссии о продолжении службы после побега из лагеря и войны в составе партизанского отряда.

Вот так сложилась судьба семьи твоей бабы Зои в ее юные годы и она всегда затем благодарила ее за то, что отец и брат вернулись из пекла войны живыми.

Вместе с тем, в этой войне мы потеряли (по недостаточно полным данным) 28 миллионов человеческих жизней. Их них более 8 миллионов вооруженных сил и около 20 миллионов мирного населения убитых во время бомбежек агрессора западных территории России, Украины, Белоруссии и Прибалтийских республик, а также тех детей и женщин, которых вывезли, замучили и сожгли немцы в своих лагерях смерти.  Колоссальным был материальным ущерб, нанесенный Советскому Союзу. Было разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. Война несет только беду человечеству.

Вот почему  я всегда благодарю президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева за умение обеспечить мир и спокойствие в стране, тем самым созданы благоприятные условия для повышения нашего культурного и материального благосостояния.  Мир – это добро и за него мы все обязаны неустанно бороться. В этом деле я вижу свое предназначение. Предстоящее празднование 70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне меня воодушевляет.

         Трудности военных лет не ожесточили ни меня, ни бабу Зою. Больше того, они помогли нам в раннем возрасте осознать цену жизни и все последующие годы творить только добро.

        Рождение детей и внуков для нас являлось большим счастьем и мы очень хотели бы,чтобы ты Марина и твой родной брат Миша, стали настоящими патриотами своей родины Казахстан и берегли мир!

Теперь я поняла, что все трудности народа в годы войны были неизбежны. Но они не сломали сильный дух наших предков. Болше того, они стимулировали к их успешному преодалению и совершению добрых дел. Спасибо отцам и дедушкам, которые подарили нам мирное небо над головой и свободную жизнь.